Поведение детей за столом

Иногда приходится встречать родителей, которые, ошибочно понимая японскую систему воспитания, считают выполнение каких-либо правил поведения за столом вообще не обязательным для ребенка дошкольного возраста: «Пусть ест, как ему хочется, лишь бы ел». Но одновременно те же люди возмущаются: «Откуда это у иных взрослых людей плохие манеры?» Им неприятно бывает, когда кто-то сидящий рядом достает фрукты из компота вилкой или, потянувшись за солью, проносит рукав пиджака над тарелкой. А причина в том, что этим взрослым не привили правила этикета с детства. А сведения, преподанные слишком поздно, часто погашаются инерцией, плохими привычками.

Научно доказано, что детские впечатления самые прочные. Например, после операции на мозге человек иногда теряет память. Врачи не раз наблюдали, что возвращается память постепенно, в той последовательности, в какой поступала информация в мозг. Известен случай, и не единственный, когда больной, недавно сдавший кандидатский экзамен по иностранному языку, не мог вспомнить ни одного иностранного слова, но прекрасно помнил сказку, которую читала ему бабушка. Это говорит о том, что впечатления детства — самые прочные. Поэтому и основу культуры надо закладывать с детства.

Все существующие правила «столового этикета» не придуманы искусственно, а обоснованы и закономерны. Поэтому в усвоении их должно обязательно участвовать сознание детей, если они уже достаточно подросли. Все эти правила ребенку нужно преподносить не в виде догмы, а объяснять, почему делать именно так, а не иначе. Не просто «не клади локти на стол!», а «не клади локти на стол, потому что займешь много места и будешь мешать сидящему рядом» и так далее.
Обучение правилам поведения за столом нужно начинать с самого элементарного.

Примеры поведения родителей, старших сестер или братьев усваиваются ребенком легче, чем наставления.
— Посмотри, — спокойно говорит бабушка, — у всех сухо, чисто, и только под твоей тарелкой целое озеро.
И ребенок будет стараться не проливать суп, чтобы у него было, как у других, стараться держать ложку правильно, доедать все без остатка («как папа»).

В 3—4 года (в зависимости от развития) ребенку можно доверить вилку, а в 5—6 — и нож. Конечно, нож должен быть маленьким и достаточно тупым, чтобы ребенок не обрезался. Вы должны сразу же научить, как пользоваться приборами, и нужно чтобы в этих уроках было побольше радости и игры.

Обучая ребенка правилам поведения за столом, вам придется набраться выдержки и терпения. Но вы, наверное, уже давно поняли, что воспитание — это не только творчество и открытия, это чаще однообразная и утомительная каждодневная работа.
Вас раздражает неловкость вашего сына или дочери. И вы порой срываетесь на крик: «Ты превращаешь мать в попугая! Сколько раз тебе говорить, что творог не едят вилкой!», «Не чавкай! Ты похож…» И вы сравниваете сына с одним неблагородным животным. Вам кажется, что нет ничего проще, чем научиться правильно пользоваться вилкой или ножом. Но для ребенка, особенно маленького, это, пожалуй, так же трудно, как для вас обучиться шитью на швейной машинке.

Поэтому не нервничайте, не повышайте голос, а объясните спокойно: «Чтобы не чавкать, нужно пережевывать пищу с закрытым ртом». «А творог не едят вилкой потому, что он будет крошиться, падать с нее». Вообще почаще употребляйте слова «потому что»: ребенок должен усваивать все правила этикета сознательно. И не обрушивайте их на голову ребенка сразу, а вводите постепенно, по мере того как малыш растет и развивается.

Подробнее можно прочитать на сайте ladyword.ru, который предлагает очень качественные статьи.

Random Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

11 − семь =